встреча 30 марта 2023 года С.Цвейг

Бесспорно Цвейг – самый популярный австрийский писатель в мире и один из самых популярных писателей, пишущих на немецком языке. Для большинства читателей Стефан Цвейг- автор блистательных психологических новелл, полных безумных страстей и эротических переживаний. Достаточно вспомнить хотя бы Амок, 24 часа из жизни женщины или Письмо незнакомки, а были еще Гувернантка, Лепорелла и конечно же Страх. Если и найдутся в писательском цехе родственные Цвейгу души, то это будут прежде всего Достоевский и Мопассан. От первого – страсть и лихорадка, от второго – эротическое искушение, соблазн.
 Цвейг – выходец из богатой буржуазной семьи еврейского происхождения. В отличие от подавляющего числа деятелей культуры своего времени материальный вопрос никогда не стоял перед Стефаном на повестке. Перед баловнем судьбы с детства, что называется, были открыты все двери и страны. Выпускник философского факультета венского университета, он с юношеских лет посвятил свою жизнь литературе, которой был предан до самого конца. Жизнь Цвейга условно можно разделить на три периода: классический довоенный, военный (1-я мировая) и послевоенный – вплоть до 42-го. Все эти периоды дали ему материал для осмысления и отражения в литературном художественном и публицистическом творчестве. Однако предположу, что именно контраст противоречий между классическим периодом и остальными и дал миру большого писателя. Цвейг своим зорким взглядом художника видел крушение мира традиционной культуры и морали, упорядоченного быта и буржуазных благонравных устоев своей родины.
 Новеллы Мендель букинист и Незримая коллекция представляют собой некоторое исключение из основных новелл автора и их темы – исследования женской психологии в пограничных ситуациях. В них нет эротических переживаний, соблазненных женщин, да и в целом женщинам отводится периферийная роль. Однако, есть в этих новеллах главное свойство литературы Цвейга – человеческая страсть, выходящая из под контроля разума. Автор создает портреты двух на первый взгляд маленьких традиции русской литературы) людей, одержимых своими главными увлечениями жизни – книгами и картинами. Портреты бесспорно удались, особенно удачен, думается, образ еврея Менделя, в прямом смысле выпавшего из мира действительности и переместившегося в мир книжной статистики и книготорговли. Герои Цвейга порабощены своими увлечениями и по сути своей уже не могут существовать без предметов своего поклонения. Не случайно Мендель, отлученный силою рока от своего любимого занятия, начинает стремительно деградировать и в конце концов погибает.
 Новеллы пришлись клубу по душе, участники встречи дружно отдали должное мастерству писателя, сумевшего вывести столь неоднозначные привлекающе — отталкивающие образы своих персонажей. Хотелось бы верить, что эти небольшие и блистательные новеллы навсегда останутся в обойме знатоков и любителей мировой литературы.            

Наши встречи встреча 30 марта 2023 года С.Цвейг



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»