встреча 8 декабря 2022 года - Чехов, религия и вера

« Чехов – добрый самаритянин, возлюбивший ближнего как себя самого. Он христианин, но не в сознании, а в тоскующем по высшей истине сердце» .Зайцев)

Рецензий на рассказ «Архиерей» и суждений о нем тьма. Большинство согласны в том, что это чеховский шедевр, в котором отразились и мысли автора о положении православного духовенства в России, и его размышления о вере, о смерти, об одиночестве человека, стоящего высоко в общественном мнении.

Очень беспокоился Антон Павлович о том, чтобы цензура не повредила его рассказ. Не раз приводились выдержки из писем Чехова к Миролюбову: «Цензуре не уступаю ни одного слова, имейте сие в виду. Если цензура выбросит хоть слово, то рассказ возвратите мне, а я пришлю Вам другой в мае» (20 февраля 1902). Получив корректуру 8 марта, пишет еще раз: «…если цензура зачеркнет хоть одно слово, то не печатайте… И так уж для цензуры я много выкинул и сокращал, когда писал. Помните сию мою просьбу, прошу Вас».

8 января 1895 года группа писателей, в том числе Д. В. Григорович, Н. К. Михайловский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, обратилась к молодому царю с петицией об ограждении литературы от произвола светской и духовной цензуры. Синод усмотрел в этой петиции «неуважение к основам нашего государственного строя». Николай II наложил резолюцию: «Вполне согласен».

В рассказе речь идет о последних днях крестьянского сына из духовного сословия, прошедшего весь курс духовных наук, принявшего монашество и как-то само собой дослужившегося до сана архиерея.

Архиерей умирает, а на следующий день, в великий праздник, радостно звонят колокола, «младая жизнь играет», воздух напоен пасхальным торжеством, «равнодушная природа» сияет вечной красотой. Через неделю назначен новый архиерей, о преосвященном Петре никто не вспоминает, и живет его образ только в горестной памяти матери, в разговорах иногда робко упоминающей, что сын ее был архиереем.

Чехов, как полагает большинство литературоведов, писал во многом о себе, о своих мыслях и переживаниях в крымском затворничестве. Для него, привыкшего быть в кругу людей ярких, талантливых, остроумных, вести общественно-социальную деятельность, оказаться в положении болящего наедине со своими близкими, обеспокоенными его болезнью, но и в какой-то мере робеющими перед его славой, было тяжело. Иван Бунин, например, в образе Марии Тимофеевны узнавал мать Чехова Евгению Яковлевну. Часто Антона Павловича посещали и мысли о забвении его как писателя. Бунину он говорил в 1900 году, что его будут читать еще лет семь, а потом забудут. Где-то Чехов писал, что и в гробу он будет один. Вот в такой минорной, осенне-сумеречной тональности — о смерти и забвении, об отсутствии душевно близких людей и потому страшном одиночестве на пике славы — написан рассказ.

. Странность произведения проявляется и в совершенно противоположных суждениях о личности главного героя: от утверждения, что преосвященный Петр — божий угодник, прямым путем идущий в Небесные обители (писатель Б. Зайцев), до обвинения владыки в неверии (историк театра Е. Стрельцова).

Корней Чуковский, с юности восхищающийся рассказами Чехова, подчеркивал, что их автор был человеком могучей воли: «…его деятельное вмешательство в жизнь было так интенсивно, что рядом с ним многие из тогдашних писателей кажутся какими-то Обломовыми». Хорошо знавший Писание, Антон Павлович всегда помнил о первоначальном повреждении человеческой природы, видел проявления этого повреждения и в своей семье, и в людях своего окружения, и в самом себе. Используя данный ему Богом талант, он в художественной форме показывал человеку, каков он есть на самом деле, чтобы тот, ужаснувшись, пожелал стать лучше. К Чехову можно отнести слова, сказанные З. А. Венгеровой об историке П. Д. Боборыкине: «…для того, чтобы обличать темные стороны жизни, необходимо верить в истину, лежащую вне человека». Прекрасно о творчестве Чехова высказался Д. Быков: «Он целителен именно потому, что каждая его строчка намекает на огромное и прекрасное пространство, открывающееся за жизнью. <…> Так в приморском городе за домами чувствуется море — и все поверяет своим величием». Да-да, во всех творениях этого правдивого и трудолюбивого человека, не щадящего прежде всего самого себя, сострадающего не только униженным и скорбящим, но и братьям нашим меньшим, желающего своим даром, своей деятельностью приносить пользу Отечеству, слышится этот вечный зов к добру, правде и красоте.

 

Наши встречи встреча 8 декабря 2022 года - Чехов, религия и вера



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»