встреча 7 апреля 2022 года. Чехов - Дуэль

  В 1991 году в Новом времени выходит повесть Чехова Дуэль.

  Ее первый читатель — Алексей Суворин пришел в восторг от произведения, но предложил автору переменить название на «Ложь». Чехов принципиален. Столь тенденциозное, односложное название его не устраивает и противоречит гуманистическим представлениям автора о природе человека.
 Дуэль – своего рода Братья Карамазовы от Чехова, где Фон Корен – Иван Карамазов, Лаевский – Митя, а дьякон – Алеша. В роли Карамазова старшего – доктор Самойенко. Конечно такое вольное сравнение крайне условно, но согласимся, что-то здесь есть…

 Вообще Дуэль пуповиной связана с отечественной классикой с ее лишними людьми, скитальцами земли русской, Обломовыми и Штольцами, Печеринами и Максим Максимычами. И не случайно Лаевский, считающий себя и свое поколение потомками по плоти и духу Онегина и Рудина, традиционно видит спасение лишь в разговорах… С улыбкой можно отнестись и к тому, что русская классика в день поединка «выручает» дуэлянтов, напрочь позабывших сами дуэльные правила. На помощь секундантам Фон Корена и Лаевского приходят Печорин с Грушницким и Базаров с Павлом Кирсановым…
 Да, влияние русской литературы на русское образованное общество конца ХIХ века действительно было велико. Матерые титаны от литературы в буквальном смысле брали читателей как малых детей за руки и учили, давая им смыслы и этические координаты бытия. Писатель в России становился учителем жизни, проповедником и назидателем..  
Новаторство же Чехова заключилось в том, что он сознательно отказался от претензий на свою исключительность и морализаторство, чем вызвал переполох в стане критиков типа Михайловского и Скабического, видящих его бесспорный талант, но не понимающих авторской позиции и упрекающих его в отсутствии общей идеи, ясности, в отказе служению общественно-значимым идеалам. Гуманист Чехов отвечает подобного рода критикам: «писатель должен лишь выявлять и ставить злободневные вопросы, но не решать их». В свободном и непредвзятом рассмотрении поставленных вопросов не готовом решении их) есть уважение к читателям. По понятным причинам такой подход застал многих читателей и критиков врасплох. Чехов категорически отказался от назидательного тона и нравоучений в своих произведениях…    
 И не случайно фильм, снятый по мотивам повести Дуэль носит название «Плохой хороший человек». Пусть читатель и зритель определяет кто прав, кто виноват, кто плох, а кто хорош в этой истории.
 Участники вчерашней встречи встретили повесть, что называется «На Ура». Язык, широкий охват поднятых проблем и типов героев, коренная связь и эволюция русской классики… Чехов мастерски выводит и сталкивает в дуэле двух главных персонажей повести – чиновника Лаевского и зоолога Фон Корена. Как некогда Гончаров, явивший читателям оппозицию Обломов – Штольц, Чехов предлагает свои типы немца и русского, в их сопоставлении, сталкивании, взаимном неприятии заключается диалектика и эволюция как главных героев, так и всего сюжета в целом. Филолог Лаевский, превратившийся на Кавказе в мелкого чиновника – праздный прожигатель жизни, натура неврастеничная и жалкая. Он устал от своей любовницы и хочет бросить ее, боясь честно признаться самому себе в этом. Зоолог Фон Корен – человек деятельный, твердый и цельный. У него есть цели в жизни и он идет к ним. Но вместе с тем, Фон Корен деспотичен и порабощен идеей. Идея для него важнее конкретных людей, люди – щепки. Зоолог глубоко презирает праздность Лаевского и считает, что будет благом физическое устранение его и подобных ему «макак». Через врача Самойленко Фон Корен обличает Лаевского во лжи, провоцируя последнего на дуэль. В ночь перед поединком в Лаевском происходит духовный переворот, он понимает, что бежать и искать спасения вовне глупо, «спасение нужно искать только в себе самом».
 Спустя три месяца после дуэли Фон Корен покидает городок. Зайдя попрощаться к Лаевскому, он видит и сознает, что некогда праздный и никчемный человек превратился в тихого труженика-аскета, поставившего своей целью отдать взятые ранее долги. Теперь Лаевский живет уже не с любовницей, а с женой. Фон Корен протягивает руку Лаевскому, просит прощение у него и признает, что ошибался на его счет.
 Лаевский, провожая Фон Корена на пристань произносит: «Да, никто не знает настоящей правды».

  В этой фразе весь Чехов, полагающий, что универсальной правды (не путать с истиной) не существует. Каждому предстоит пройти свой путь и отыскать свою правду. Как бы горька она не была.
 Долго дискутировали участники встречи по поводу персонажей повести, но к единому знаменателю так и не смогли придти. Какой человек хорош или плох, каждый определял сам. Да и есть ли они, эти однозначные люди? И в «счастливый» финал не все уверовали. Однако перед гуманистом Чеховым шляпы сняли все участники вчерашней встречи.
 
  Применительно же к идейной цельности Фон Корена одному из участников встречи припомнилась цитата из Т.Манна: «Там где человеческое превосходство встречается с душевной черствостью и несвободой, там появляется черт»…..  

Наши встречи встреча 7 апреля 2022 года. Чехов - Дуэль



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»