Наши встречи
Архив |
встреча 30 сентября 2021 года - Данила Миронов
А.Гайдышев.
Мой друг Даня Миронов
Данилу я увидел впервые весной тринадцатого года у нас в клубе на Макарова. Он пришел по приглашению Ирины. Сама Ирина предварительно рассказала мне о нем, как об очень интересном человеке, с которым они успели выпустить совместную философско-публицистическую книгу и который, будучи врачом, с ее точки зрения, писал талантливо прозу, что роднило его с Антоном Чеховым. В клубе в тот день обсуждался гончаровский Обломов. Данила молчал всю встречу, вежливо слушая участников и изредка вставляя реплики типа «интересно» или «любопытно».. В фигуре и позе его чувствовалось некоторое напряжение, но цепкий и умный взгляд говорил, что тема обсуждения ему близка и здесь он человек не случайный. Когда клубные завсегдатаи, включая меня, высказались, я предложил ему взять слово. И тут началось…. На наших глазах этот спокойный, доселе молчавший человек вдруг начал заполнять собой все немалое пространство литературной гостиной. Прибавляя темп, напор, он стремительно овладел вниманием слушателей и не ослабевал хватку. Богатая лексика, в которой то и дело проскальзывали тогда еще мало понятные слова латинского происхождения на подобие модуса, дискурса, топоса с загадочным обаянием перемешивались у него со слегка архаичными речевыми оборотами из помещичьего быта тургеневско-толстовского разлива, как и ссылками на труды известных и не очень деятелей мировой культуры со времен античности. Диапазон его знаний и интересов, ровно как и манера донесения поражала. Это был тот случай, когда форма и содержание совпадают в идеальном сочетании. Артистичен, напорист, свеж и оригинален в своих суждениях и чрезвычайно бережен к роману Гончарова, он рассматривал и вертел им с таких сторон и углов, что напоминал мне чемпиона по скоростной сборке Кубика Рубика. Только вместо граней куба он вертел гранями культуры, философии, истории и литературы. И действительно, искрометные тезисы и аргументация Данилы разбирали и собирали в целое сюжеты, литературных героев, русскую классику, человечество. Я видел и ощущал активно работающее сознание, мышление, рождающее здесь и сейчас гипотезы и опирающееся на многовековую европейскую культуру в качестве источника аргументов и выводов. Захваченный всецело тем, что говорит, он буквально заворожил клуб, втягивая нас в воронку мыслей, выстраивающихся в единое целое. Помню, как обсуждая Штольца, он вышел на анализ немецкого характера и духа, поставив перед всеми вопрос: «Как мог этот народ породить фашизм, почему культура и философия Германии не смогли их остановить»? И тут он уже вступил на свою любимую почву – философию. Блистательно выискивая аргументы в работах Канта, Ницше, ссылаясь на Гегеля и Хайдеггера, он рождал собственные сложные, оригинальные концепции выбора немцев, показывая и объясняя на примерах их мотивы, проистекающие из философских взглядов.. Мы любим все — и жар холодных чисел, Это было сто процентов про него. Он всем интересовался, все любил и казалось все было ему внятно. После выступления последовали вопросы. Об ответах судите сами.. Так в моей жизни и жизни клуба появился Даня. За восемь лет он стал мне близким другом и, пожалуй, самым ярким и активным членом нашего «Синего жирафа». Он искренне любил жизнь. Нет, любил – ему не подходит, его дух – продолжает любить жизнь, жену и детей, маму, друзей и человеческую культуру, служению которой он посвятил себя. – Буду жить теперь здесь и летом и зимой, буду ездить к тебе, будем гулять по лесам и общаться. Человеку нужен человек.
Евгений Анучин
А. Ломоносов Критическая заметка по монографии Данилы Миронова «С ВЕРОЙ В ЧЕЛОВЕКА» (Этико-антропологические воззрения русских физиологов второй половины XIX века) Так получилось, что я, выступая в апреле этого года в клубе «Синий жираф», затронул проблему человека (смысла нашего бытия) в свете той формы духовной деятельности, которая непосредственно имеет отношение к русской классической литературе, а значит и к жизнедеятельности всех членов клуба. (Доклад носил название – «Русская литература в поисках ответов на религиозно-философские вопросы»). К этой форме духовной деятельности Данила Андреевич всегда относился и продолжает относиться возвышенно-философски, т.е. как тому «серьёзному сознанию», по выражению Льва Толстого, без овладения которым мыслить разумно, категориально просто невозможно. Поэтому мы с ним могли подолгу (как правило, у меня в комнате на Боровой) спорить о проблемах художественного способа мировосприятия, анализируя творчество Достоевского, Лескова и Толстова, преимущественно. Однако чем особенно привлёк моё внимание и доброе дружеское расположение, хотя и не без творческого напряжения, Данила Андреевич? Не скрою, тем, что он, всерьёз проштудировав мои книжки – «Возвращение к себе» (2007), «Время собирать мысли» (2010) и «Путь в Софию» (2014), уже становился для меня важным соучастником и споспешником общего философского дела. Однако со своей стороны, можно сказать, он меня зацепил уже в те «далёкие» времена своим особенным подходом к движению на пути к сугубо философскому самопознанию. Дело в том, что проблему человека он стремился раскрывать, отталкиваясь от уровня эмпирического, естественнонаучного исследования, а именно, вникая в суть трудов русских физиологов второй половины XIX века! В своей монографии он доказывает, что естественнонаучная мысль в России не только пронизана религиозным и этико-антропологическим содержанием, но, по сути своей, определяется логикой развития этого глубинного содержания. Иначе говоря, развитие мысли в сфере опытной науки невозможно без опоры на её духовное основание. Эта невозможность, пусть интуитивно, но в ранний период становления русского естествознания учитывалась его представителями. Конечно, проще всего абстрагироваться от своего архэ (духовной первоосновы) и мнить, что будто бы «физики» могут обходиться без «лириков», т.е. без художественного, религиозного и философского постижения истины. Однако к чему всё это привело? К поклонению новым формам фетишизма – вере не в человека, не в его божественно-духовную суть, а в цифровой техно-прогрессивный поток, искусственную интеллигенцию и прочую небезопасную иллюзию. В итоге мы имеем тотальный духовный кризис, или, выражаясь по-христиански, страшный суд (кризис по-гречески означает суд), чреватый самоуничтожением человечества. (В последней моей книге «Логосу внимая», по содержанию которой нам с Данилой ещё не раз предстоит скрестить шпаги, речь идёт о разумном исходе человеческой истории). Однако вернусь к книге Д.А. Миронова. Автор верно ухватил тот момент развития эмпирической науки в России, когда она ещё не оторвалась от своей пуповины, связывающей её с верой в духовное, божественное единство мира, без которого просто невозможно понять суть всего живого, органического. То, что организм состоит из органов, в этом нет проблемы, но проблема в том, чтобы понять, как они внутренне связаны, составляют единство? Напомню, что уже Кант своим учением о рефлексирующей силе суждения отрицает все ходячие в его эпоху механические представления о единстве целого и частей в органической природе. Здесь, так же как и в искусстве, особенное содержание определено всеобщим содержанием. Популярно выражаясь, сошлюсь на Пушкина, который это всеобщее основание связывал с божественным присутствием в поэтическом творчестве – «вдохновенье – признак Бога». Во всём есть всё, но всё – это единое и неделимое внешним образом начало. И в организме, подчёркивает Кант, «всё есть цель и в то же время средство», ничего в нём нет бесцельного, бессмысленного. Поэтому нам небезынтересно обратить внимание на то, как и в каком направлении происходит развитие русской мысли в форме эмпирического способа познания в области такой науки как физиология. Именно эмпирический способ познания, который для И.М. Сеченова, И.П. Павлова и И.И. Мечникова был определяющим, с необходимостью приводит учёных к принципиально необъяснимому опытным путём итогу познания природы организма. И вот уже научное воззрение А.А. Ухтомского, предметом которого стала деятельность «живой системы», «организма как целого», смело «можно определить как выход из физиологии в биологию» (Миронов Д. А. С верой в человека. – СПб., 2011. С.150-170). Так что важнейший шаг навстречу философскому познанию единой духовной основы всего живого, к познанию единства Sinlichen и Ubersinlichen, как сказал бы Кант, был сделан представителями отечественной опытной науки. Основа всего живого, по Шеллингу, есть бессознательная поэзия духа, поэтому прав Данила Александрович Миронов, доказывавший, что без гуманитарного образования русских учёных, способствовавшего их духовному развитию, естествознание не стало бы подлинно научным, целостным знанием. Всё оставалось бы на уровне сказанного в «Фаусте»: «Знакомы части ей, известен ли предмет? Безделки в нём, духовной связи, нет». Однако, поскольку организм и произведение искусства являются особенными способами реализации всеобщего единства мира (Это я буквально цитирую недавно ушедшего Линькова Евгения Семёновича. По случаю смерти этого, несомненно, великого философа – 14.07.21, мы с Данилой обменялись своими признаниями этому ЧЕЛОВЕКУ).
|