встреча 15 апреля 2021 года "Котлован" Платонова

Котлован Андрея Платонова возможно самое загадочное и ошеломляющее произведение в отечественной литературе. Пересказывать его не имеет смысла, поскольку именно в этой повести фирменный платоновский язык развернулся во всю ширь, являясь ее главным действующим лицом и сутью. Все попытки подражательства этому языку обречены на провал. Что касается переводов Котлована на иностранные языки, то до сих пор идут споры в филологическом сообществе относительно адекватности этой затеи. По букве эксперимент удавался, однако с сутью…
  Платонов не имеет предшественников и продолжателей, однако, произрастая из глубин своего народа, не отделяя себя от него и его страданий, он рождает новую реальность молодого советского государства. Реальность полную бреда, смерти и ужаса, пронизанную всеобщим безумием. Реальность, где порядок оборачивается хаосом, становление распадом, а жизнь смертью.   Одна из главных загадок Платонова заключается в том, что невозможно понять, как этот верящий и преданный революции человек мог написать самое антиреволюционное и антисоветское произведение прошлого века. По сути – приговор социализму и революции. Платонов отвергает культурно-историческое наследие человечества, признавая, что революция – прочная глухая стена, отделяющая мир прошлый от дня сегодняшнего. И человечество СССРа начинает свою новую страницу уже без бога и без «той» культуры.
  Платонов говорит о народе, ставшем в определенном смысле жертвой своего языка. Язык этот чудовищен и безумен, как чудовищна и безумна творимая им реальность. Даже дети (устами Насти) говорят чудовищные вещи, призывая к убийствам и расправам над неугодными людьми.  «Нужно убивать плохих, а то хороших мало». Смерть – любимая платоновская тема. Для его героев вообще смерть часто является убежищем от «этой» жизни. По Платонову жить можно везде, даже в смерти. Но ужас котлованных смертей в том, что умирают биологические организмы, форма, а не люди. В Котловане по сути нет главного героя в привычном понимании. Все эти Вощевы, Чиклины, Сафроновы и Козловы – «сознательная» безликая масса, кулаком повышающая сознательность у нечаянно живущих. Но Настя — главная надежда социализма умирает, а значит, у социалистического дома, который будут строить на месте котлована, нет будущего. А оставшимся в живых лишь остается механически творить новую реальность «светлого завтра».
 Чтобы понять Платонова, важно упомянуть об одном эпизоде, о котором он пишет в письме к жене. Проснувшись ночью, он обнаружил свою комнату с горящим светом. За окном глубокая ночь, а за столом под абажуром сидит еще один Андрей Платонов и пишет текст в тетради, не поднимая глаз. Проснувшийся, не понимая, что происходит, беззвучно вопит, но пишущий Платонов его не замечает и продолжает писать. Ответ напрашивается сам собой: платоновский двойник, черпая материалы из подсознания, творит за него иную реальность. «Это не сон, не бред, не галлюцинации, — пишет он жене, — это очень серьезно».
«Платонов сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже больше не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями сюжета, типографскими изысками и стилистическими кружевами» .Бродский)



 
 
Наши встречи встреча 15 апреля 2021 года "Котлован" Платонова



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»