встреча 16 апреля 2021 года Тургенев, Дым

Тургенева конечно трудно назвать ныне забытым автором в России. По-прежнему сегодняшние школьники проходят (сквозь или мимо) Му-му, Бежин луг, Отцов и детей и зазубривают его Русский язык. Однако, нельзя не признать, что цифровой и углеводородной России точно не до дворянских гнезд. Тем более, что гнезда те давно разорены и «бабок» на них не сделать. Отсюда и интерес соответствующий. Мягко говоря, читать Тургенева сегодня не модно, а выражаясь современным языком, не круто. Впрочем, это тоже тургеневская тема. Ведь еще Енечка Базаров, ниспровергая вчерашние идеалы, поставил Николаю Кирсанову диагноз, с его Пушкиным и игрой на виолончели: «Добрый малый, но человек отставной и его песенка спета». «Аристократишко», одним словом. Иван Сергеевич это точно подметил, да и предвидел заодно.  

  Богатый русский барин с университетским образованием, тонкий эстет, убежденный западник, проживший большую часть жизни вдали от отечества на «краюшке чужого гнезда», он уже со времен Добролюбова и Чернышевского признавался чуждым и «устаревшим».
Поэтому не будем слишком предвзяты к теперешнему читателю, так или иначе воспитанному на критике и традициях советского периода и определявшим место дворянским усадьбам с их обитателями на свалке истории. По иронии судьбы сегодняшние критики со столь же страстным запалом туда же отправляют и советскую литературу. Как тут не вспомнить Михаила Бакунина – хорошего знакомого Тургенева и знатного гегельянца, многократно твердившего ему, что в «сладости разрушения есть творческое наслаждение». 
 Так или иначе, но в великую русскую писательскую тройку Тургенев сегодня не входит, и за пределами России известен, пожалуй, лишь в Старом свете. Однако, согласимся, что именно русский литературный язык Тургенева есть высшая, чистая, совершенная форма родного языка. Золотое сечение и гармония. Пластичный, тонкий художник и наблюдатель, Тургенев подмечает и выводит на поверхность те явления и образы жизни, которые тонут в обыденности мира для простых смертных. Так создаются нигилисты, лишние люди, тургеневские женщины и роковые красавицы, опережаюшие психологические образы скандально известного Леопольда Мазоха. Который, кстати, многое позаимствовал из творчества Тургенева и никогда не скрывал своего ученичества перед русским мэтром. А кроме того, согласимся в том, что именно Тургенев в своих охотничьих записках вывел с небывалой глубиной, любовью и поэзией собирательный образ простого русского народа. И не случайно цесаревич Александр — будущий император Александр
II по прочтении тургеневских Записок становится убежденным сторонником отмены крепостного права.
 Тургенев обладает, увы, не частыми даже в писательском мире качествами: воспитанием, чувством меры, деликатностью и адекватностью. При всем уважении к маститым и безмерным Толстому с Достоевским, к ним качества эти можно применить лишь с большими оговорками. И то вряд ли. По иронии судьбы только сын крепостного Антон Чехов может похвастаться хорошим воспитанием и чувством меры.
 

 Повесть Дым относится к позднему периоду творчества Тургенева. После ее опубликования автора не пинал разве что ленивый. Рваный стиль, рыхлость содержания, неубедительность образов и конечно клевета на Россию – вот лишь малая часть претензий к повести. Тургенева обвиняют в том, что он исписался, кончился как писатель и сам превратился в дым. 
     Но конечно, российского читателя задела больше всего не лирическая ось Литвинов-Ирина-Татьяна, а рассуждения Потугина о превосходстве европейской цивилизации над славянской и западного образа жизни над русским. В категоричных высказываниях Потугина сквозит оправдание Тургеневым того, что живет он в немецком Баден-Бадене, вместо того, чтобы служить Отечеству. И словами того же Потугина Тургенев отвечает на все попреки своих соотечественников, уверяя, что нет никакой значимой России, нечем его Родине гордиться, нет и никогда не было у нее ни развитой культуры, ни выдающихся достижений науки и техники, и Западу она и в подметки не годится. А славянофилы и почвенники, утверждающие обратное — это просто высокомерные болтуны с абсолютно ни на чем не основанным чувством превосходства. Без сомнения, что эти мысли созрели в голове писателя во многом под влиянием мадам Виардо – одобрившей повесть без купюр.
 Конечно потугинские идеи далеко не новы в России. Достаточно вспомнить хотя бы того же Петра Чаадаева, выпустившего в 30-х свои Философические письма и уверенного в том, что писать следует на французском языке – языке просвещенной Европы.
 Однако, справедливости ради нужно сказать, что сам Тургенев был поражен просвещенному невежеству французских деятелей культуры, зацикленных только на своей культуре и литературе. Виктор Гюго, скажем, признавался Тургеневу, что не интересуется и не знает Гете и всяких прочих немцев. Схожих позиций придерживались Флобер, Гонкур, Додэ, Золя
 Тургенев впервые в русской литературе ясно и четко устами Потугина излагает радикальную западническую позицию, во многом совпадающую с авторской. Понятно, что Дым взрывает русское общество и не случайно уже в 1867 году в Баден-Бадене свершается легендарная встреча Тургенева с Достоевским, за которой следует разрыв отношений. Достоевский порекомендовал Тургеневу выписать журнал Телескоп, чтобы лучше из-за границы всматриваться в Россию. А в Бесах Федор Михайлович выводит комичный образ писателя Кармазинова, гордо заявляющего, что он вовсе не русский, а немец. Кто был прообразом Кармазинова догадаться не трудно.
 Однако, чтобы понять Тургенева и его мировоззрение во всей полноте следует обратиться и к его публицистике. «Гамлет и Дон Кихот» — значительная философско-культурологическая статья, в которой автор, анализируя поступки и образы литературных героев, объясняет свое видение человеческой природы.
 И все же у повести Дым оптимистичный, правильный финал. Литвинов отличие от Санина из Вешних вод) возвращается в Росссию, поднимает расстроенное хозяйство родового поместья и делает предложение своей бывшей невесте, которое она принимает, простив его. И зовут жену Литвинова Татьяной. Думается, не случайно…
 

Наши встречи встреча 16 апреля 2021 года Тургенев, Дым



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»