встреча 14 января 2021 года. Клубу 8 лет. Рэй Брэдбери и "451 по Фаренгейту"

            

         Пожар в библиотеке.

 

  Писатели-фантасты – не частые гости в клубе. Ведь фантастическая литература – закономерный результат развития науки и цивилизации и лишь во вторую очередь культуры. На определенном этапе истории, возникло ощущение, что возможности и амбиции человека далеко не ограничиваются пределами земли. Вторя Антону Чехову, заочно спорившему с Толстым на тему «много ли человеку нужно земли?» и утверждавшему, что человеку нужен не клочок земли, а весь мир, фантасты середины прошлого века повысили ставки и расширили идейные потребности человека до вселенной. И Енечка Базаров, живи он на полвека позже, вполне мог воскликнуть: «Вселенная – кузня, а человек в ней — работник». Именно вселенная, и не галактикой меньше…
Ведь «человек – это звучит гордо, все для человека» и пр. и пр.


 Жюль Верн и Уэлс стали родоначальниками фантастики, которая на определенном этапе, переродившись и опустив планку, начала выполнять (прежде всего в США) такие же функции развлекательной литературы, как детективы, любовные романы и фэнтези. Здесь уместно напомнить такие имена как Рон Хаббард, Берроуз и даже Хайнлайн. Все они активно печатались в бульварных, желтопрессных издательствах (pulp), целью которых было уж конечно не качество литературы, а количество проданных экземпляров. То есть, кассовые сборы. Примечательно, что эти же издательства заваливают книжный рынок и комиксами – чисто американским литературным достижением. Комиксы «хороши» тем, что понятны всем, а значит все их потенциальные покупатели и потребители. Технология успеха в чистом виде. На Фолкнере со Стейнбеком кассы не сорвешь…

  Брэдбери – на сто процентов человек книжный, он буквально днюет и ночует в библиотеках. Редчайший пример, когда человек без образования (он не закончил даже колледжа) становится признанным мировым авторитетом не в чем-нибудь , а в научной фантастике. Недостаток образования он компенсирует в прямом смысле фантастическим воображением, неиссякаемым энтузиазмом, жаждой жизни и интересом к ней.
 

 ХХ век – век конкуренции трех идеологий: коммунистической, либеральной, фашистской. Не случайно Джордж Оруэлл в 1941 пишет эссе «Границы пропаганды и искусства», в котором говорит, что время искусства ради искусства прошло. Служить чистой эстетике теперь невозможно, слишком велики ставки. Нужно определяться. И в 1949 году выходит его самый известный роман о тоталитаризме — антиутопия  «1984».

 
  Ну а в реальности фашизм проиграл и недавние союзники вцепились в глотку друг другу. Сенатор Джозеф Маккарти начал в буквальном смысле охоту на ведьм, в качестве последних – коммунисты и им сочувствующие. В роли обвиняемых выступали деятели культуры, науки, политики и военнослужащие. Прошелся неистовый сенатор и по библиотекам, обвиняя их в том, что они содержат книги, написанные коммунистами или их симпатизантами. Много книг библиотеки были вынуждены сжечь  «добровольно». 
 
  В разгар маккартизма выходит «451 по Фаренгейту». Публикация осуществляется в первом номере «Плейбоя». 

  О чем же повесть?
  В США будущего книги находятся под запретом. Пожарники обнаруживают дома, в которых их прячут, выезжают на место и сжигают и то и другое. Пожарник Гай Монтэг вдруг прозревает и понимает, что больше так жить не может…
  Художественная ценность «451» с точки зрения большинства участников встречи вызывает сомнения. А насколько Брэдбери выступил новатором и провидцем: — тут возникли споры. Понимая, что уже написаны  «Мы»,  «Дивный новый мир» и творения Оруэла, нетрудно заметить, что Брэдбери во многом вторичен к указанным произведениям. Ровно, как и главная тема его антиутопии, озвученная устами брандмейстера Битти в диалоге с Монтэгом:  — «Счастье и покой общества – важнее свободы и нестабильности». Однако вспомним, ровно восемь лет назад первая встреча клуба начиналась с известной главы романа Федора Достоевского, в котором Великий инквизитор объяснял (сами помните кому) те же вопросы, что и Битти. Даже неловко как-то !
  «451» содержит массу психологических и логических шероховатостей, которые признали все присутствующие. Брэдбери упрекнули в небрежности к языку, пафосе, излишней тенденциозности. Прозвучало, что даже русские постмодернисты типа Сорокина и Ерофеева в отношении к языку и слову на порядок выше великого Рэя. Что уж говорить о классиках?…
 На претензии по стилю и качеству Брэдбери самодовольно ухмыляется: «Ну да, я как все похож на кучу мусора, зато горю как ярко»!» Это чистая правда, в яркости ему не откажешь. В шоу-бизнесе американцы толк знают.
 Брэдбери в интервью говорит, что его книга написана о России, Китае и подобных режимах. Конечно, ответ этот неискренен и даже малодушен. На его родине в буквальном смысле изымалась из библиотек, сжигалась и запрещалась к печати литература, способная хоть как-то нарушить статус-кво мекки капиталистической сверхдержавы. Он прекрасно это знал, но предпочитал переводить стрелки в безопасном от себя направлении.
 И все же все единодушно признали, что «451» — полезная книга. Она доходчиво и образно, без интеллектуальных и новаторских изысков предупреждает миллионы читателей о возможности наступления нового мира, черты которого в ХХI веке видны невооруженным взглядом.

  И конечно вспоминали на встрече и  «Вино из одуванчиков», по мнению некоторых участников – шедевр мировой литературы, в котором Брэдбери смог ответить на самые важные и вечные философские вопросы с подкупающей искренностью, художественной красотой и любовью. Главной темой этой книги является время, а человек (особенно пожилой) по Брэдбери и есть машина времени. И любить по-настоящему можно лишь то, что уходит.
 
 Было приятно обнаружить в творчестве Рэя Брэдбери корневую связь с «Уайнсбург Огайо» (Шервуда Андерсона клуб обсуждал на предыдущей встрече), следы которой были найдены, как на Марсе, так и в Гринтауне. И не случайно «Уайнсбург», как «Моби Дик» и «Гроздья гнева» — любимые его произведения.

 Клуб отметил восемь лет своей деятельности. Скромно и тепло. Консерватизм и несменяемость «СЖ» избранного пути и традиций были оценены участниками, как достоинство, которое становится все более очевидно в условиях усиливающегося давления цифрового пресса. На улице стоял мороз, а в литературной гостиной, как в лучшие клубные времена не затухали голоса, влюбленных в культуру и литературу людей.

А.Г.
Наши встречи встреча 14 января 2021 года. Клубу 8 лет. Рэй Брэдбери и "451 по Фаренгейту"



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»