ВСТРЕЧА 3 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА В "ВИШНЕВОМ САДУ" У ЧЕХОВА

  1.                                                                                                                                                               В наше больное время, когда европейскими обществами обуяли лень, скука жизни и                                                                                                                                         неверие, когда всюду в странной взаимной комбинации царят нелюбовь к жизни и страх                                                                                                                                     смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат                                                                                                                                    отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце.  (Антон Чехов.)

  2.  
  3. «В детстве у меня не было детства» — говорил этот человек о себе. Отец его был «кремень»: cек старших за малейшую провинность, заставлял от рассвета до сумерек работать в холодной лавке, петь в хоре и целовать руки священникам. В тринадцать лет, после того как семья его уехала в Москву, он не только не получал от них ни копейки на содержание, но наоборот, должен был высылать родителям скудные средства, заработанные от репетиторства и продажи остатков имущества. «Высылай денег поболее, семье кушать нада»: — писал из Москвы заботливый родитель и сын не подводил. В семье его прозвали «покорным» Антошей. Он действительно не роптал и тянул лямку всю жизнь.
     Чехова можно назвать по настоящему первым русским джентльменом. С английского прилагательное gentle переводится как нежный, мягкий, деликатный. А еще – кроткий и смирный. Попадание, что называется, в яблочко. Чехову имманентно чувство меры, такта, снисходительности. Согласимся, что в отечестве родном всегда наблюдался дефицит указанных качеств. И тем более замечательно, что указанный джентльмен, будучи сыном и внуком крепостных сам воспитал и взрастил себя. Нет в России другого писателя, столь масштабно воплотившего в своих рассказах собирательный образ России. Чехов свою «нелепую и неуклюжую» родину знал и любил. Знал и лечил он крестьян, фабричных рабочих и служащих, монахов, чиновников, помещиков и купцов. А еще строил и открывал школы, библиотеки, больницы и памятники. И писал книжки, вошедшие в мировой и отечественный золотой фонд литературы.
     Все собравшиеся в клубе третьего сентября отдали должное человеческим качествам Чехова, однако по поводу его литературного наследия пришлось и поломать копья. Обсуждалась последняя пьеса Антона Павловича – Вишневый сад. Произведение имеет многоуровневое восприятие и ее не следует трактовать исключительно, как тему об оскудении российского дворянства, хотя некоторые одноклубники именно так ее и прочитали. Пьеса, написанная и поставленная на сцене МХАТа за полгода до смерти автора – конечно же аллегорическое прощание его со своими читателями и зрителями, друзьями и родными. «Вишневый сад» — синоним жизни, как автора, так и каждого из нас. Сад растет, зацветает, начинает плодоносить и в течение долгих лет приносит пользу людям. Однако, наступает время, когда он становится никому не нужен и идет под топор. Его любят и помнят, льют даже слезы, но неумолимая логика истории выносит приговор. За смертью сада идет обновление жизни. Таков закон. Так было, есть и будет.
      Кстати, Чехов бережно, почти нежно относится ко всем главным героям и как в большинстве своих произведений оставляет за зрителями и читателями право расставлять акценты, выносить суждения, критиковать или оправдывать их поступки и поведение. Однако, не все члены клуба были согласны с такой авторской позицией и трактовкой подхода к литературе. Еще при жизни Чехова клеймили за отсутствие общей идеи, мировоззрения, за непонятность, за разрыв содержания и формы, мрачность повествования. О безнадежности и колочении головой об пол героев Антона Чехова писал и Лев Шестов в свое время. Подобные упреки, кстати, во многом справедливые, звучали и сегодня. Но согласимся, что такой подход все же слишком узок для такого творца и литературного наследия, как Чехов и его книги. В том-то и дело, что Чехов оказался выше догм и узких идей. Сталкивая лбами своих героев, часто оставляя их в почти безнадежных ситуациях, он помогает расстаться с иллюзиями, освободиться от догм и достучаться до своего подлинного Я – свободного и пробужденного от русской спячки. Да, часто это свобода мучительна (особенно на русской почве), но выход из любой ситуации есть. И сам Чехов эволюцией своей жизни и творчества доказывает нам это.
      «Вишневый сад» — изящное и самое дышащая из пьес Чехова. С этим согласились почти все участники встречи. Светлая грусть – послевкусие. Разъезжаются Лопахин, Раневская, Трофимов и Гаев, у каждого своя судьба, как и у нас – читателей. Зная русскую историю, нельзя не за кого быть спокойным. Но жизнь продолжается и после смерти вишневого сада и в этом ее мудрость. Сам же Чехов прощается с нами. Прозвучала на встрече версия, что себя он в финале идентифицировал с недотепой Фирсом, оставленном в доме, дни которого сочтены. Зная авторский юмор Чехова и в то же время его человеческую глубину, это предположение показолось новым и интересным.
     
    А.Гайдышев
        

  

Наши встречи ВСТРЕЧА 3 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА В "ВИШНЕВОМ САДУ" У ЧЕХОВА



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»