Наши встречи
Архив |
встреча 9 марта 2017 года Удавы и Кролики Искандера.Кролики и удавы. 9 марта 2017 года в литературной гостиной прошла очередная встреча «Синего жирафа». Тема – «Кто мы, кролики или удавы?» по книге Ф.Искандера. Удавы и кролики живут в Африке в тесной зависимости друг от друга. Оцепеневшие от гипноза кролики служат пищей для змей. Страх парализует кроличье общество пока не появляется Задумавшийся. Задумавшийся кролик приходит к революционному выводу: «их гипноз – наш страх». С этого момента нарушается привычный ход жизни и кроликов и удавов. Наступают разброд и шатания, нависает угроза революции…. Председатель клуба Гайдышев А.Г
Фазиль Искандер. Кролики и удавы. Данное произведение, пожалуй, самое емкое в философском отношении у Искандера. Автор пытается разобраться, в чем секрет буквально магического действия на сознание людей идеологического деспота советской власти. Перечитать эту книгу сегодня стоит каждому россиянину, поскольку, находясь ныне на перепутье в выборе стратегии дальнейшего развития, прежде необходимо задаться вопросами — а как вообще возможен выбор? из чего выбирает сознание? в какой мере возможно опираться на опыт прошлого? Непростые вопросы обращены прежде всего к сознанию конкретного человека в его индивидуальной единичности. В условиях формирующейся новой буржуазной идеологии, советское прошлое, к удивлению, занимает в ней огромное место: активно создается миф для люмпенов о великой Атлантиде СССР, которая просуществовала в мире и согласии 70 лет и была разрушена варварскими злобствующими силами. По советскому сегодня, в самом деле, тоска и ностальгия. Подрастает поколение, которое хочет быть патриотическим, только не может опереться на прошлое, потому что не знает и не хочет знать собственную историю, поэтому оно встает перед выбором: воспринимать советский период истории под знаком «плюс», ровным счетом ничего не зная о нем или заклеймить знаком «минус». Середины пока не получается, Россия по-прежнему мечется из крайности в крайность. Исторически на нашей почве либерализм и демократия всегда противостояли друг другу как несовместные вещи, что парадоксально, но факт. Демократический вектор захватили разночинцы и потянули его по революционному пути, что и закончилось революцией 1917 года. Либеральное направление, менее выраженное, оказалось консервативным и монархическим, что привело к реакции. А в итоге победило всеобщее мракобесие и тотальный террор. Два течения схлестнулись в риторическом вопросе: душить или гипнотизировать? Победила фракция революционеров: душить. Первые 30 лет советской власти душили всех и вся до культурно выжженной земли с дебильно-бодро марширующей по ней безликой массой трудящихся. Физически исчезли индивиды — задумавшиеся и возжаждавшие — которые смогли бы поведать своим согражданам об исторических дискуссиях прошлого. Прошлого не стало совсем, культурная «оттепель» была лишь провозвестником грядущей «наледи», а те удручающие факты, что все-таки всплыли благодаря их усилиям на поверхность общественного сознания, отвратили от желания разобраться — что случилось в нашем отечестве в 1917 году? Возжаждавшим не удалось утвердить истинное и несокрушимое знание в потомстве, памятную историю своей страны, поэтому окончательно забыв о прошлом, не видя цели в будущем, общество откатилось в еще более архаическое прошлое. Но даже упав и разбившись чуть не насмерть, общество в одно мгновение сожгло и разорвало партбилеты и побыстрее надело на шею православный крестик (надо же во Уместно заметить, что Искандеру удалось ухватить главный нерв двух принципиальных различий в нравственной архитектонике людей, пролегающие по мировоззренческим ориентациям. Одни предпочитают трудиться в поте лица, скрипеть об утраченном здоровье, ругаться на власть, но работать, опираясь только на себя и удачу (кролики) — основной по численности электорат; другие (удавы) желают «работать» на ниве отъема и контроля жизненных благ, во все времена, как шайка бандитов, собираются в кучу и организует государство — этот Левиафан — апофеоз языческих представлений о человеке. Удавы не ленивы и могли бы работать, но они бессовестны (в данном контексте еще аллюзия на слово «бес») и активно не хотят: лозунгу кроликов — каждому своё (кстати именно таким он и остался при входе в лагерь смерти в Дахау), по труду и по способности, они противопоставляют свой — от каждого моё, ибо у нас большая и великая страна. Удавы активно живут за счет кроликов, пожирая их. Эра великого гипноза сегодня вспоминается как лучшее время для страны, а его кровавого исполнителя как самого успешного менеджера за всю историю. Удавы не могут не душить, поскольку поклоняются свои богам — власти, деньгам, насилию, а кролики никак не могут им ответить взаимным насилием, поскольку веруют в другого бога. И хотя вроде бы заявлен один бог на всех, вот только понимается он кардинально противоположным образом у разных социальных групп. Пассивное большинство кроликов бежит от насилия, сверкая пятками так быстро, что не успевает добежать даже до собственного сознания — настолько силен родовой и многовековой страх перед насилием. Сначала кролик убегает, не понимая, что источник насилия в нем самом, в его слабости и бегстве, потом, начав соображать, находятся задумавшиеся, которые открывают истину: «ваш гипноз — наш страх» и диалектическая формула извечной машины насилия и сталинизма даёт крен, и, как кажется, проясняется. Однако не надолго. Теоретическая формула требует практических мер от каждого индивида: усилия, жертвы, борьбы, но жизнь одна и хочется потратить её на совсем другие более приятные вещи — капусткой похрустеть, детей рожать, творчеством доморощенным позаниматься всласть. Хоть и живем в африканской стране, а все ж таки солнышко всем светит, так будем же жить так, как будто бы ничего не происходит. Тем более, что жизнь не может быть в принципе в полной мере гармоничной, убеждают себя они, за всё надо платить, поэтому если удавы будут умеренно и с уважением душить кроликов, очень возможно, что таким образом, удастся избежать ещё больших возможных бед. Молчаливое соглашательство кроликов с действием удавов происходит легитимно: кролики дают право удавам их душить, некоторые даже с удовольствием вспоминают времена гипноза, как более эффективные и менее болезненные, всё чаще призывая их. Как говорится: на каждого мазохиста всегда найдется свой садист. Вы нас душите, конечно, только чтоб не очень больно, поимейте совесть в одно место, ну а мы будем тихо сидеть по норкам, детушек плодить для светлого будущего. Те отвечают: будем душить столько, сколько потребуется для целостности и неделимости страны, дай вам волю — расплодитесь и разворуете всю капусту. И тех, и других крепко цементирует психология насилия, к сожалению, не доходящая до сознания, а потому и не могущая быть остановлена в решении вечного противоречия. Нельзя сказать, что разделение на двое — удавы против кроликов — выражает косвенно внутриклановую цельность. Разногласий внутри стай много: удавы спорят относительно того, как работать с кроликами — душить или гипнотизировать, а может быть, стоит попробовать и то, и другое, дифференцировать насилие. Кролики, понимая всю подноготную правду жизни, ищут компромисс, пытаясь усидеть на двух стульях. Тех и других преследует бич раздвоения личности, доводящий до шизофрении. Но все соглашаются с насилием как с неизбежной стихией, никому не приходит в голову, что возможно выйти из этого заколдованного круга, как из затхлой покойницкой. Можно было бы поставить вопрос иначе: возможно ли Хроника изнасилованного самим собой недосознания продолжается через нас нынешних. Готовы ли мы выйти из зоопарка психопатологии «кролики и удавы»?
|